О НАС|ПРЕСС-ЦЕНТР|ПРОЕКТЫ|ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО|ЧЛЕНЫ И ПАРТНЕРЫ|ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Региональное объединение работодателей (некоммерческая организация) «Союз промышленников и предпринимателей Волгоградской области»

Газета СПП ВО



Выпуск № 5



Главная страница / Пресс-центр / Газета СПП ВО / Выпуск № 5

Выпуск № 5

Конструктивный диалог

Бизнес и власть смогли прийти к консенсусу по многим принципиальным вопросам

15 февраля состоялось очередное заседание Правления РСПП. Оно было очень насыщенным, повестка дня включала множество пунктов для обсуждения.  Самые жаркие дебаты вызвали вопросы, касающиеся налоговой политики и переоформления прав на землю под промышленными предприятиями. Вообще же последнее заседание Правления было на редкость удачным, потому что бизнесу и власти удалось подойти к  решению многих принципиальных вопросов…

Налоги, которые будут устраивать всех
Налоговый вопрос в «новой России» всегда стоял остро. Власть должна  построить эффективную и стабильную налоговую систему, учтя интересы всех участников экономической жизнедеятельности. Бизнес же, постепенно превращаясь из «дикого» девяностых годов в «цивилизованный» наших дней, пришел к пониманию необходимости создания нормальной конкурентной среды и все больше стал выступать с инициативами в законотворчестве по налоговому вопросу. Таким образом, преследуя единую цель, представителям государства и собственникам осталось определиться с путями достижения.  Именно поэтому большая часть последнего заседания РСПП была посвящена этой теме.
Давайте немного вспомним предысторию. С самого начала налоговая реформа, проводимая в России, должна была способствовать снижению налогового бремени, повышению деловой активности, снижению рисков предпринимателей, а также обеспечивать устойчивые темпы экономического роста, что  порой удавалось с переменным успехом. Сегодня ситуация меняется – например, теперь между предпринимателями и властью практически улажен вопрос о своевременном возврате экспортного НДС. Идут переговоры в отношении камеральных проверок, которые, по мнению РСПП, не должны превращаться в выездные проверки. И, главное, достигнуто понимание того, что налоговые органы и налогоплательщики, наконец, должны иметь равные права.
Продолжается и обсуждение вопроса о снижении НДС. Ведь для бизнес-сообщества он является принципиальным. В РСПП уверены, что после снижения налога на добавленную стоимость значительно снизятся и оценки вероятных рисков, что позволит на практике создать справедливую, ориентированную на рост предпринимательской активности налоговую систему. Так, расчеты экспертов РСПП показывают, что предполагаемое снижение НДС окажет наиболее благоприятное воздействие на несырьевые отрасли, развитие которых является стратегической задачей. Кроме того, члены РСПП отмечают, что пониженная налоговая ставка будет являться лучшим дисциплинирующим средством для государства в плане неувеличения бюджетных расходов.

Цена вопроса – земля
Много споров и недомолвок в последнее время было вокруг закона, регулирующего переоформление прав на землю. И понятное дело, что на заседании Правления РСПП его никак не могли обойти стороной. Немного забегая вперед, хочется отметить, что бизнес и власть максимально близко подошли к консенсусу. Но давайте обо всем по порядку…
Сначала напомним, в чем заключается суть проблемы. В соответствии с действующим законодательством все юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, обязаны до
1 января 2008 года приобрести земельные участки в собственность или заключить договор аренды. Так, в настоящее время выкуп земельных участков регулируется статьей 2 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» и статьей 28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Исходя из них, цена выкупа устанавливается субъектом Российской Федерации и составляла от четырех- до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка в зависимости от численности населения в том или ином поселении. Но такие требования закона, по оценке РСПП, выполнить невозможно. И основным препятствием являются  не только высокие выкупные цели, но и неурегулированность существующих условий договора. Что подтверждает и статистика: с момента вступления в силу Закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» общее число переоформленных земельных участков составило всего лишь 25% от общего их числа.
Чтобы как-то переломить ситуацию, в 2002 году РСПП был создан специальный комитет по реформе земельных отношений, который начал добиваться  установления разумных и не-обременительных для предприятий ставок выкупа и арендной платы. В частности, РСПП предложил законодателям доработать закон и установить предельные ставки выкупа земли на уровне 2% от кадастровой стоимости, предоставить возможность рассрочки и установить предельный размер арендной платы на уровне ставки земельного налога для соответствующего земельного участка. Чем и занялось Минэкономразвития России, предложив  два варианта нового законопроекта. Первый вариант, по оценке РСПП, не способствовал снижению реальных издержек предприятий. Наоборот –  во многих случаях их сильно увеличивал. Что, в первую очередь, могло негативно сказаться на перерабатывающих отраслях экономики – машиностроении, высокотехнологичных производствах, легкой промышленности.
И это при том, что данные секторы экономики находятся в наиболее острой конкурентной борьбе с зарубежными компаниями.
Второй же вариант может стать компромиссным, поскольку правительство готово рассмотреть ставку выкупа в размере 2,5% от кадастровой стоимости, а также возможность  оплаты в рассрочку и механизм опротестования кадастровой оценки.
– Новая редакция законопроекта, – прокомментировал ситуацию член РСПП Виктор Фокин, –  означает, что, в любом случае, компромисс найден. Мы надеемся, что  к апрельскому съезду РСПП вопрос о земле будет окончательно решен. Причем решен таким образом, что новый закон устроит всех: и нас – предпринимателей, и промышленников, и власть.

Вложения в человеческий капитал
Не секрет, что вложения в человеческий капитал и повышение благосостояния населения помогут решить не только социальные проблемы, но и важные проблемы бизнеса. В частности, повысить уровень квалификации кадров и создать в обществе более привлекательный имидж бизнеса. Эту простую истину в РСПП поняли давно, поэтому неспроста на прошедшем заседании Правления был поднят вопрос об эффективности социального страхования и пенсионной реформы.
Например, было заявлено, что действующая система страхования социальных рисков имеет множество проблем и не может считаться эффективной. С одной стороны, в стране не сформирована стратегия развития системы обязательного страхования, которая бы отвечала интересам и работников, и работодателей, и неработающих граждан. С другой – она остается одной из немногих недеформированных областей с сильным наследием советской распределительной системы. Кроме того, почти все внебюджетные фонды для их основных плательщиков – работодателей – недостаточно прозрачны. А страховые платежи сохраняют налоговый характер, оставляя значительный разрыв между тем, какие налоги платит страхователь, и тем, сколько получает застрахованный работник. И последняя проблема заключается в том, что частные компании практически отстранены от государственного социального страхования (за исключением ОМС), а участие НПФ в пенсионном страховании практически свернуто.
В связи с этим РСПП намерен предложить свою концепцию пенсионной реформы и реформы социального страхования. Основные тезисы уже разрабатывает специально созданная рабочая группа. И, может, благодаря этому процесс реформы как пенсионной, так и страховой сферы станет более открытым. Ведь сейчас общество до конца не знает, в чем же смысл пенсионной реформы и в чем заключаются разногласия по концепции различных групп в самом правительстве. Кроме того, весь процесс похож не на реформу пенсионной системы, а, скорее, на реформирование самого Пенсионного фонда или системы расчетов внутри него. Члены же бюро РСПП сходятся во мнении, что концепция, разрабатываемая правительством, фактически предполагает двухуровневую систему формирования пенсии: за счет налогообложения и за счет предпринимателей, причем и те, и другие средства будут попадать в Пенсионный фонд. Трехуровневая система в этой концепции не просматривается – несмотря на то, что именно ею пользуются все развитые страны и именно ее предлагает РСПП. Иными словами, по-прежнему недостаточно учитывается роль и место частной системы пенсионного обеспечения, которую во всем мире образуют страховые компании и негосударственные пенсионные фонды.
Таким образом, подводя итог прошедшего Правления, основные направления, по которым РСПП будет продолжать работу с Правительством РФ до апрельского (XV) съезда, следующие:
1. Согласовать как можно более подробно и внести в Налоговый кодекс регламент действий и прав как налоговых органов, так и налогоплательщиков.
2. Снизить ставки по ряду налогов.
3. Выработать порядок взаимодействия по реализации национальных проектов.
4. Согласовать подходы к урегулированию земельных отношений как в части коэффициентов, применяемых при выкупе, так и методологии кадастровой оценки.

© Региональное объединение работодателей (некоммерческая организация) «Союз промышленников и предпринимателей Волгоградской области»
400131, г. Волгоград, пр. Ленина, дом 7.
Электронная почта: info@rsppvo.ru
Дизайн и разработка:
MechanicalFrog