О НАС|ПРЕСС-ЦЕНТР|ПРОЕКТЫ|ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО|ЧЛЕНЫ И ПАРТНЕРЫ|ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Региональное объединение работодателей (некоммерческая организация) «Союз промышленников и предпринимателей Волгоградской области»

Архив новостей

Прочие разделы



Главная страница / Новости

Новости

10.04.2013 Решение совещания прокуроров субъектов РФ по вопросам защиты прав предпринимателей

РЕШЕНИЕ

Всероссийского совещания прокуроров субъектов Российской Федерации и
приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур по
вопросам защиты прав предпринимателей

21 февраля 2013 г., Москва                                                                                                   

Заслушав и обсудив доклад первого заместителя Генерального прокурора Россий-ской Федерации Буксмана А.Э. и выступления участников, Всероссийское совещание отмечает, что для решения поставленных Президентом Российской Федерации задач по созданию в стране благоприятных условий ведения бизнеса необходима эффективная система мер, обеспечивающих действенный надзор за неукоснительным соблюдением предпринимателями, должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления требований федерального законодательства, законностью издаваемых правовых актов в указанной сфере.
Проделанная органами прокуратуры работа по реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпри-нимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в части формирования ежегодного сводного плана проведения плановых про-верок и согласования внеплановых проверок способствовала снижению административ-ного давления на бизнес, повышению уровня ответственности должностных лиц органов контроля.
Так, в процессе формирования плана на 2013 г. рассмотрены предложения кон-тролирующих органов различных уровней о включении в него 1,1 млн. проверок юриди-ческих лиц и индивидуальных предпринимателей. После оценки законности и обосно-ванности таких предложений прокурорами утверждено лишь 576 тыс. проверок.
Из рассмотренных в 2009 – 2012 гг. 161,8 тыс. заявлений органов контроля всех уровней о согласовании внеплановых выездных проверок субъектов предприниматель-ства прокурорами отклонено 75,7 тыс. (47%) в связи с несоответствием требованиям за-конодательства.
В ходе проверок деятельности контролирующих органов прокурорами в 2012 г. выявлено около 67 тыс. нарушений закона, признано незаконными более 1,7 тыс. прове-рок, внесено около 15 тыс. представлений, к дисциплинарной ответственности привле-чено свыше 11 тыс. виновных лиц, к административной – более 1,3 тыс. лиц, по направ-ленным в следственные органы материалам возбуждено 21 уголовное дело.
Как свидетельствует практика прокурорского надзора нарушения прав предпри-нимателей фиксируются во всех сферах их взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления (строительство, землепользование, регистрация права собственности, исполнительное производство, налоговое и таможенное администрирование). Прокурорами выявляются административные барьеры в реализации предпринимателями прав при подключении к объектам инженерной инфраструктуры, получении мер государственной поддержки, аренде государственного и муниципального имущества, участии в торгах на право заключения государственных и муниципальных контрактов. Не всеми органами исполнительной власти различных уровней выполняются требования закона о предоставлении государственных услуг в электронной форме, что препятствует реализации принципов доступности и открытости деятельности органов власти.
Только в прошлом году органами прокуратуры выявлено свыше 117 тыс. наруше-ний законов в области защиты прав хозяйствующих субъектов. В целях их устранения внесена 21 тыс. представлений, в суды направлено 2,8 тыс. заявлений, по материалам прокурорских проверок возбуждено 33 уголовных дела, за допущенные нарушения к ад-министративной и дисциплинарной ответственности привлечено более 16 тыс. долж-ностных лиц.
Всего в 2012 г. прокурорами опротестовано 16,9 тыс. незаконных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного само-управления, содержащих ограничения свободы экономической деятельности. Только в результате мер органов прокуратуры Новгородской области в прошлом году приведено в соответствие с законом более 450 административных регламентов по вопросам оказания предпринимателям государственных и муниципальных услуг.
Помимо этого, в первом полугодии 2012 г. арбитражными судами Российской Фе-дерации удовлетворено 25 тыс. заявлений субъектов предпринимательской деятельности об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий государственных органов и органов местного самоуправления.
Совещание отмечает, что практика применения правоохранительными органами ст. 169 УК РФ об ответственности за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, не отвечает уровню распространенности нарушений закона. За три истекших года зарегистрировано 36 преступлений, предусмотренных этой статьей (в 2012 г. – 4), в суд направлены уголовные дела о 10 таких преступлениях (в 2012 г. – 0).
Недостаточно эффективно используются полномочия по возбуждению прокуро-рами дел по ст. 5.63 и ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ об ответственности должностных лиц ор-ганов государственной власти за нарушение прав предпринимателей при предоставле-нии государственных услуг и осуществлении государственного контроля.
В последние годы прокурорами регулярно пресекались попытки использования уголовно-правовых средств с целью вмешательства в предпринимательскую деятель-ность, как правило, обусловленные фактами рейдерского захвата, принуждения к пере-делу собственности, получения доступа к коммерческой и иной охраняемой законом тайне. В 2012 г. прокурорами отменено 342 незаконных постановления о возбуждении уголовного дела в отношении субъектов предпринимательства. После принятия мер прокурорского реагирования прекращено 22 уголовных дела. В утверждении обвини-тельного заключения прокурорами отказано по 128 делам.
Одновременно практика надзора за исполнением законодательства об оперативно-розыскной деятельности показывает, что при ее осуществлении продолжаются грубые нарушения прав и законных интересов предпринимателей.
Вопреки требованиям Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об опера-тивно-розыскной деятельности» и ведомственных нормативных правовых актов не соблюдаются условия и порядок проведения таких мероприятий, зачастую изымаются документы и электронные носители информации, не относящиеся к предмету оперативных разработок, что влечет необоснованное вмешательство и парализацию работы хозяйствующих субъектов.
В результате ежегодно возрастает количество жалоб, поступающих в органы про-куратуры и суды общей юрисдикции, на действия оперативных сотрудников.
В целях укрепления доверия со стороны предпринимателей к институтам государ-ственной власти, выработки согласованных решений по обеспечению гарантированной защиты их прав, координации усилий в выявлении и устранении административных ба-рьеров прокуроры активно взаимодействуют с общественными организациями и пред-принимателями.
Налажено рабочее сотрудничество с Уполномоченным при Президенте Россий-ской Федерации по защите прав предпринимателей и общероссийскими общественными объединениями, представляющими интересы субъектов предпринимательской деятель-ности.
В Генеральной прокуратуре Российской Федерации действует межведомственная рабочая группа, на заседаниях которой рассматриваются наиболее значимые случаи нарушения прав предпринимателей.
Для повышения правовой культуры предпринимателей активно используется по-тенциал общественных советов при прокуратурах субъектов Российской Федерации.
Между тем предприниматели в условиях характерного для них правового ниги-лизма сами нередко становятся субъектами преступлений: в 2011 г. осуждено более      10 тыс. лиц, в первом полугодии прошедшего года – 4,2 тыс. лиц.
С учетом складывающейся ситуации органам прокуратуры и представителям биз-нес-сообщества необходимо принять дополнительные меры по созданию благоприятных условий ведения экономической деятельности в стране и защите прав предпринимателей.
Отмечая изложенное, Всероссийское совещание

РЕШИЛО:

1. Главному управлению по надзору за исполнением федерального законодатель-ства во взаимодействии с подразделениями центрального аппарата Генеральной проку-ратуры Российской Федерации:
1.1. Во исполнение п. 4 перечня поручений Президента Российской Федерации   от 31.01.2013 № Пр-144ГС (по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 27.12.2012) совместно с другими правоохранительными ор-ганами обеспечить информационное взаимодействие с общероссийскими объединения-ми предпринимателей в целях устранения и предотвращения фактов посягательств кор-рупционной направленности в отношении предпринимателей.
Срок: июнь 2013 г.
1.2. Проанализировать состояние законности в сфере исполнения законодатель-ства, обеспечивающего защиту прав предпринимателей, в том числе при осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора), предоставлении государствен-ных и муниципальных услуг, принятии органами государственной власти и местного самоуправления мер, направленных на снижение административных барьеров.
Срок: первое полугодие 2013 г.
1.3. Активизировать деятельность межведомственной рабочей группы по защите прав предпринимателей, обратив особое внимание на устранение системных нарушений в этой сфере.
Срок: 2013 г.
1.4. Осуществлять контроль за работой прокуроров субъектов Российской Феде-рации, приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур по надзору за исполнением законов о защите прав предпринимателей.
Срок: постоянно.
1.5. Совместно с Академией Генеральной прокуратуры Российской Федерации разработать и направить на места методические рекомендации по вопросам защиты прав предпринимателей.
Срок: 2013 г.
2. Управлению методико-аналитического обеспечения надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и оперативно-розыскной дея-тельностью совместно с Главным управлением по надзору за следствием и управлением по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью проана-лизировать эффективность деятельности органов внутренних дел по выявлению пре-ступлений и расследованию уголовных дел по ст. 169 УК РФ, а также законность воз-буждения уголовных дел в отношении предпринимателей с 2011 г. По результатам сов-местно с Академией Генеральной прокуратуры Российской Федерации выработать соот-ветствующие рекомендации для оперативных и следственных подразделений.
Срок: май – июнь 2013 г., в дальнейшем – раз в полугодие.
3. Главному управлению по надзору за следствием и Главному уголовно-судебному управлению провести анализ практики применения гл. 40.1 УПК РФ при рас-следовании органами предварительного расследования уголовных дел в отношении предпринимателей.
По результатам проведенного анализа рассмотреть вопрос об инициировании во-проса о внесении изменений в действующее законодательство, регулирующее заключе-ние досудебного соглашения о сотрудничестве, расследование и судебное рассмотрение уголовных дел в отношении лиц, с которыми заключено такое соглашение. 
Срок: апрель – май 2013 г.
4. Управлению по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью, прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур обобщать практику прокурорского над-зора за исполнением требований законодательства об оперативно-розыскной деятель-ности при проведении органами внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия «обследование зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств».
Срок: один раз в полугодие.
5. Управлениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах:
5.1. Образовать межведомственные рабочие группы по вопросам защиты прав предпринимателей.
Срок: март 2013 г.
5.2. О результатах деятельности указанных групп информировать Главное управ-ление по надзору за исполнением федерального законодательства ежегодно не позднее 20 июля и 20 января.
6. Управлению Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе совместно с прокурорами субъектов Российской Феде-рации в Северо-Кавказском федеральном округе принять дополнительные меры, направ-ленные на пресечение фактов вымогательства у предпринимателей денежных средств представителями незаконных вооруженных формирований.
Срок: 2013 г.
7. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним прокуро-рам специализированных прокуратур:
7.1. Использовать информацию общероссийских и региональных общественных объединений предпринимателей при планировании надзорных мероприятий в отношении органов государственной и муниципальной власти, а также подведомственных им организаций, осуществляющих разрешительные полномочия.
Срок: постоянно.
7.2. Создать межведомственные рабочие группы по защите прав предпринимате-лей при прокуратурах субъектов Российской Федерации. О результатах их деятельности  информировать Главное управление по надзору за исполнением федерального законода-тельства не позднее 20 июля и 20 января. Прокурорам специализированных прокуратур информировать соответствующие подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Срок: март 2013 г.
7.3. Мерами прокурорского надзора обеспечивать свободу экономической дея-тельности, благоприятный деловой и инвестиционный климат в стране, снижение адми-нистративного давления со стороны государственных и муниципальных органов, ликви-дацию излишних процедур и бюрократических барьеров. В случае необходимости устранения системных проблем, возникших в результате пробелов в нормативном пра-вовом регулировании, в установленном порядке инициировать вопрос о совершенство-вании действующего законодательства.
Срок: постоянно.
7.4. Отменять незаконные постановления органов следствия о возбуждении уго-ловных дел в отношении предпринимателей. В каждом случае инициировать вопрос о дисциплинарной ответственности должностных лиц, виновных в незаконном уголовном преследовании субъектов предпринимательской деятельности.
Срок: постоянно.
7.5. Не реже чем раз в месяц изучать в оперативных подразделениях правоохрани-тельных органов все необходимые оперативно-служебные документы, касающиеся про-ведения гласного оперативно-розыскного мероприятия «обследование зданий, сооруже-ний, участков местности и транспортных средств», давать оценку законности осуществ-ления указанного оперативно-розыскного мероприятия в отношении субъектов пред-принимательской деятельности.
Срок: постоянно.
7.6. В ходе осуществления надзорных мероприятий в органах полиции уделять особое внимание проверкам, проведенным в отношении субъектов предприниматель-ства, с целью установления фактов незаконного внепроцессуального вмешательства в их деятельность. Всем случаям таких нарушений давать принципиальную оценку и при необходимости инициировать проверки в порядке ст. 144, 145 УПК РФ.
Срок: постоянно.
7.7. С целью выявления системных нарушений прав предпринимателей и незакон-ных действий и решений органов власти изучать судебную практику арбитражных судов и судов общей юрисдикции, размещенную в сети Интернет.
Срок: постоянно.
7.8. Решительно пресекать факты организации и проведения органами контроля (надзора) под видом различных операций и мониторинга проверок деятельности хозяй-ствующих субъектов. При установлении нарушений прав предпринимателей в сфере государственного контроля и оказания государственных услуг рассматривать вопрос о необходимости возбуждения дел по ст. 5.63 и ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ. В случае выявле-ния фактов воспрепятствования законной предпринимательской деятельности решать вопрос о направлении материалов для осуществления уголовного преследования по                  ст. 169 УК РФ.
Срок: постоянно.
7.9. Осуществлять мониторинг интернет-ресурсов и средств массовой информации на предмет установления фактов вымогательства криминальными структурами у субъектов предпринимательской деятельности денежных средств за ведение бизнеса.
Срок: постоянно.
7.10. При рассмотрении вопроса об избрании меры пресечения предпринимате-лям, подозреваемым в совершении преступлений, участвующим в судебных заседаниях прокурорам строго руководствоваться ч. 1.1 ст. 108 УПК РФ. В каждом случае изучать возможность применения иной меры пресечения, оценивать объективность представля-емых оснований для продления содержания под стражей, устанавливать, имеются ли об-стоятельства, указывающие на необходимость изоляции лица от общества.
Срок: постоянно.
7.11. При утверждении обвинительных заключений и поддержании государствен-ного обвинения в судах по уголовным делам в отношении предпринимателей исследо-вать вопрос о возможном наличии гражданско-правового спора между субъектами пред-принимательской деятельности и возможных в этой связи судебных решений, которые в соответствии со ст. 90 УПК РФ могут иметь преюдициальное значение.
Срок: постоянно.
7.12. Провести проверку исполнения региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе целевого использования бюджет-ных средств, выделенных на их поддержку.
Срок: март – апрель 2013 г.
7.13. С целью выявления системных нарушений прав субъектов предпринима-тельской деятельности и совершенствования практики прокурорского надзора обобщить поступившие от них в 2011–2013 гг. в органы прокуратуры обращения, а также всту-пившие в законную силу судебные решения об удовлетворении жалоб предпринимате-лей на решения и действия (бездействие) должностных лиц.
Срок: июнь 2013 г., в дальнейшем – раз в полугодие.
7.14. Провести совещания с привлечением представителей бизнес-сообщества по вопросам защиты прав предпринимателей.
Срок: июнь 2013 г., в дальнейшем – ежегодно.
7.15. Обеспечить проведение всеми горрайпрокурорами межведомственных сове-щаний по вопросам защиты прав предпринимателей.
Срок: сентябрь – октябрь 2013 г., в дальнейшем – ежегодно.
8. Рекомендовать Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, общероссийским общественным объединениям «Опора России», «Деловая Россия», «Российский союз промышленников и предпринимателей», Торгово-промышленной палате Российской Федерации:
8.1. Осуществлять мониторинг соответствия нормативных правовых актов в сфере защиты прав предпринимателей требованиям федерального законодательства, в случае выявления противоречий либо ущемления прав хозяйствующих субъектов отдельными правовыми актами информировать органы прокуратуры о выявленных недостатках и пробелах в законодательстве.
Срок: постоянно.
8.2. Вести мониторинг системных нарушений прав предпринимателей органами государственной и муниципальной власти, а также прозрачности и доступности государ-ственных и муниципальных услуг, предоставляемых ими.
Срок: постоянно.
8.3. Обеспечить информирование органов прокуратуры каждое полугодие о ре-зультатах указанного мониторинга, а также незамедлительное предоставление сведений о фактах совершения должностными лицами действий коррупционной направленности.
Срок: постоянно.
8.4. Совместно с Академией Генеральной прокуратуры Российской Федерации подготовить предложения по совершенствованию действующего законодательства в ча-сти:
проведения гласных оперативно-розыскных мероприятий в отношении субъектов предпринимательской деятельности с согласия прокурора и наделения прокурора пра-вом по отмене постановлений о заведении дел оперативного учета;
установления административной ответственности в виде дисквалификации по ст. 17.7 КоАП РФ;
распространения действия ст. 19.6.1 КоАП РФ на должностных лиц органов му-ниципального контроля, а также государственных и муниципальных учреждений, осу-ществляющих контролирующие функции;
увеличения до года срока давности привлечения к ответственности за совершение правонарушений по ст. 19.6.1 КоАП РФ.
Срок: первое полугодие 2013 г.
9. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на первого замести-теля Генерального прокурора Российской Федерации Буксмана А.Э.
Решение Всероссийского совещания направить заместителям Генерального про-курора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Гене-ральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Академии Генеральной прокура-туры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравнен-ным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников; Уполномочен-ному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, обще-российским общественным объединениям «Опора России», «Деловая Россия», «Россий-ский союз промышленников и предпринимателей», в Торгово-промышленную палату Российской Федерации.


Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
Ю.Я. Чайка

© Региональное объединение работодателей (некоммерческая организация) «Союз промышленников и предпринимателей Волгоградской области»
400131, г. Волгоград, пр. Ленина, дом 7.
Электронная почта: info@rsppvo.ru
Дизайн и разработка:
MechanicalFrog