О НАС|ПРЕСС-ЦЕНТР|ПРОЕКТЫ|ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО|ЧЛЕНЫ И ПАРТНЕРЫ|ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Региональное объединение работодателей (некоммерческая организация) «Союз промышленников и предпринимателей Волгоградской области»

Архив новостей

Прочие разделы



Главная страница / Новости

Новости

19.12.2011 Вице-президент РСПП А.В. Мурычев о ВТО и финансовом секторе

Восемнадцатилетний переговорный процесс по согласованию условий вступления РФ в ВТО завершается. После предусмотренных процедур ратификации соглашения Россия вступает в ВТО. Это может произойти летом 2012 года, если вновь не вмешается в этот процесс политика.
Без сомнения, это событие, которое привнесет в нашу экономическую жизнь огромное количество новаций, правил и регламентов международного сотрудничества, которым надлежит следовать всем участникам внешнеэкономической деятельности. Предстоит большая работа по уточнению российского законодательства с учетом принятых на себя международных обязательств, в том числе в вопросах экспорта и импорта, создания равных условий для участников международной торговли при проведении антимонопольной политики, ценообразования, тарифной, таможенной политики, включая деятельность Таможенного союза РФ, РК и РБ.
В области торговли финансовыми услугами после длительных переговоров и согласований, в том числе с банковским сообществом России найдены решения, удовлетворяющие, в основном, обе стороны: ВТО и финансово-банковский рынок. Стороны договорились применять одинаковые требования в отношении уставного капитала для всех банков, включая государственные и частные, банки с иностранным капиталом. Требования по капиталу не будут применяться в дальнейшем на дискриминационной основе. Что касается иностранных инвестиций в банковский сектор и их пределов. Этот коэффициент не должен превышать 50%, рассчитываемый по формуле: числитель состоит из общего количества иностранных инвестиций в доле уставного капитала всех банков России, за исключением тех, которые сделаны до 1 января 2007 года, были приватизированы после присоединения РФ к ВТО. Знаменатель состоит из суммированной стоимости общего уставного капитала банков (включая все иностранные инвестиции, сделанные до 1 января 2007 года, все иностранные инвестиции, вложенные после 1 января 2007 года). Ежегодно в январе этот коэффициент будет рассчитываться и опубликовываться для экспертного сообщества.
Российская сторона также подтвердила, что регуляторы финансового рынка не вправе применять меры, которые бы к примеру: не допускали увеличения капитала банков, получающих иностранные инвестиции; препятствовали развитию бизнеса этих банков, в том числе открытию внутренних филиалов в регионах России.
При этом достигнуто принципиальное для РФ положение, касающееся права Банка России предпринимать меры в случае, если иностранные инвестиции в российский банковский сектор превысят коэффициент 50%. Банк России имеет право:
 1. Прекратить выдачу разрешения на новые зарубежные инвестиции;
 2. Ввести временный запрет на увеличение уставного капитала действующих банков за счет иностранных инвестиций;
 3. Ввести временный запрет на продажу акций банков нерезидентам.
К сведению, до настоящего времени этот показатель максимально не превышал 30% коэффициента. И здесь большой обеспокоенности у банковского сообщества на перспективу нет. В настоящее время уже многие ведущие банки мира имеют свои дочерние предприятия в России и ожидать при этом масштабный приход иностранных банков в Россию после вступления в ВТО не имеет оснований.
Согласовано важное положение, касающееся природы происхождения капитала, направленного на увеличение уставного капитала российских банков. Увеличение уставного капитала банков и страховых компаний РФ, получающих иностранные инвестиции за счет прибыли, полученной в России, или прибыли, возвращенной в РФ из-за рубежа, будет считаться внутренними инвестициями и будет включаться в знаменатель при расчете соответствующих коэффициентов. Кроме того, все инвестиции, сделанные российскими юридическими лицами, финансируемыми из-за рубежа, в дочерние компании, будут считаться внутренними, а не иностранными инвестициями.
 Практически аналогичные достигнутые согласования касаются и страхового сектора. Различия касаются открытия прямых филиалов иностранных банков и страховых компаний.
 В отношении банковского сектора в среднесрочной перспективе открытие прямых филиалов иностранных банков представляется нецелесообразным. Исключением может быть доступ на российский рынок прямых филиалов иностранных банков (компаний), являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Однако это обязательство может быть рассмотрено в контексте будущих переговоров о вступлении РФ в ОЭСР или в рамках последующих с ВТО.
На страховой рынок в полном объеме могут прийти прямые филиалы иностранных страховых (перестраховочных) компаний по истечении девяти лет с даты присоединения РФ к ВТО.
Таким образом, все условия по вступлению России в ВТО согласованы и их уже невозможно изменить. Цена вопроса – интегрирование Российской экономики в международное сообщество. Считаю, что финансово-банковский сектор уже во многом функционирует по законам и правилам международного финансового сообщества, и каких-то болезненных процессов адаптации к условиям ВТО, вполне очевидно, не ожидается.
© Региональное объединение работодателей (некоммерческая организация) «Союз промышленников и предпринимателей Волгоградской области»
400131, г. Волгоград, пр. Ленина, дом 7.
Электронная почта: info@rsppvo.ru
Дизайн и разработка:
MechanicalFrog